Актуально: основные задачи на предстоящий период

Авторские статьи В.В. Путина

1. О наших экономических задачах

Основные тезисы

Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности. Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния - для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для неё огромные материальные и кадровые ресурсы.

Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами.

Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт – все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь – от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей.

Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только конкуренция заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей.

Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь – по обеспечению транспортной связанности нашей страны, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока.

Отдельная тема – сельское хозяйство. Аграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста. Практически все развитые страны в той или иной форме поддерживают, субсидируют своих сельскохозяйственных производителей, и Россия здесь не исключение. Причины две. Во-первых, в условиях неопределенности мирового рынка, значительных колебаний цен на продовольствие аграрная безопасность – способность страны самостоятельно себя прокормить – является не менее важным условием экономической и социальной стабильности, чем равновесный бюджет или надежная валюта. Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России, аграрный сектор выступает важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса – «подлеска» здорового капитализма.

Главный источник создания новых производств, новых рабочих мест – частные инвестиции. Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России. Что надо сделать для решения «проблемы капитала»?

Первое – увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Второе - деловой климат в стране, ее привлекательность для долгосрочного помещения капиталов все еще являются неудовлетворительными. Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства – от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции.

Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, - это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную «связку» правохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет. Уверен – депутаты Государственной Думы поддержат такие поправки.

Надо активно помогать формированию новых институтов. Вводить государственные механизмы обеспечения сохранности и даже доходности накопительных пенсионных счетов. Надо испробовать новые формы – в частности, открывать накопительные пенсионные счета непосредственно в банках. Поддержка формирования «длинных денег» должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет. Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленных эффектов. У нас есть главное условие его успешности: в России быстро растет средний класс, готовый вкладывать свои деньги в более качественное медобслуживание, в лучшее жилье, в более высокие пенсии. Задача государства – чтобы его деньги не сгорели.

Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности. Следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая Газпром, в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе – медиахолдинги.

Непременное условие формирования у нас нормального «капитализма для каждого» – это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Она, пожалуй, является крупнейшим нашим достижением за последние годы.

Нами уже взяты немалые долгосрочные бюджетные обязательства. Прежде всего, в социальной сфере, и мы их намерены неукоснительно соблюдать. Большие расходы потребуются для развития здравоохранения, образования, для строительства и ремонта дорог. Как мы сможем их обеспечить? Первое – эффективность расходов. Четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жесткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути – ликвидация «откатов» при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. В бюджетной сфере требуется решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждения вместо социальных услуг, которые они должны предоставлять. Везде, где это возможно, надо перейти на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги закрепляются за гражданами, которые обращаются за услугами, развитие конкуренции. Второе. Нужна сбалансированная пенсионная система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный Фонд. Третье. Понадобится определенный «налоговый маневр». Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора - это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего - то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее – на престижное потребление.

Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где, кроме современного ТЭК, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это - эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в 2 раза, а в ключевых секторах – выйти на уровень производительности, сопоставимой или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции.

За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей.

2. Россия: национальный вопрос


«У нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. У нас есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других. 
Мы будем укреплять наше "историческое государство", доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий. 
Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…». 
В.Путин

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1.     Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. С "обострением национального вопроса" вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые отказываются не только ассимилироваться, но даже адаптироваться. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения.

2.     В нашей стране – принципиально иная ситуация. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР. С распадом Советского Союза мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята.

3.     Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности.

4.     Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Для этого нужно использовать такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет и, конечно, систему образования. В образовательном процессе следует повышать роль таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история. Также необходимо провести опрос наших культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы.

5.     Нам нужна стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме, учитывающая национальные и религиозные особенности. Для этого в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Это должен быть коллегиальный орган, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия. И самое главное – в обсуждении и формировании национальной политики должны участвовать национальные, общественные объединения и традиционные религии России.

6.     Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве. По каждому конкретному случаю, где замешан "национальный вопрос", необходимо тщательное выяснение сути проблемы, обстоятельств, урегулирование взаимных претензий.

7.     Нельзя допустить создания региональных партий, в том числе в национальных республиках. Это – прямой путь к сепаратизму. Тот, кто попытается опираться на националистические, сепаратистские и тому подобные силы и круги, должен быть исключен из выборного процесса.

8.     Нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. Во-первых, необходимо усилить полицейские функции и полномочия миграционных служб. Это позволит минимизировать нелегальную миграцию. Во-вторых, в миграционной политике должен быть создан режим благоприятствования в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости.

9.     Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. Неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение должно встречать жесткий ответ. Также следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение.

10.  Необходимо укрепить судебную систему и повысить эффективность правоохранительных органов. Недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, а также к укоренению "разборок по понятиям" и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.

11.  Для цивилизованной интеграции и социализации мигрантов со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Государство готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы. В ряде случаев требуется обязательное дополнительное профессиональное обучение за счет работодателей.

12.  Тесная интеграция на постсоветском пространстве является реальной альтернативой неконтролируемым миграционным потокам. Объективные причины массовой миграции – колоссальное неравенство в развитии и условиях существования. А одна из важнейших задач евразийской интеграции – дать людям возможность достойно жить и нормально работать у себя дома, на родной земле.

3. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

 

«Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами – и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда побеждает. У нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые видят будущее. Они уже приходят и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предприятиями и целыми отраслями, правительственными учреждениями и всей страной.

Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и своё положение в быстро меняющемся мире».

 

Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития – вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и последовавшим за ним распадом Советского Союза.

В России за последние 10 лет сформировался значительный слой людей, которых на Западе относят к среднему классу… это люди, которые могут выбирать политику. У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не "голосовать сердцем". Словом, средний класс начал реально формулировать свои запросы в разных направлениях.

Главная надежда России – это высокий уровень образования населения, и прежде всего – нашей молодёжи. Основной вызов России – мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны.

Формировать новую экономику надо для образованных и ответственных людей. В каждой их ипостаси – профессионалов, предпринимателей или потребителей… Так что, создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых  рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза.

Прежде всего люди должны почувствовать позитивные изменения – и в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей.

Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения.

Перед нами стоит ещё один вызов. За общими фразами о согласии и пользе благотворительности открываются недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами – это серьёзный и застарелый недуг нашего общества… Но и здесь за последние годы ситуация стала постепенно меняться. Граждане всё чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел… С 2012 года государство станет помогать таким начинаниям...

Общество свободных людей – совсем не то же, что толпа одиноких расчётливых эгоистов, безразличных к общему благу. Мы никогда не были и не будем такой толпой. Личная свобода продуктивна, если ты помнишь и думаешь о других. Свобода без нравственной основы – превращается в произвол.

Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество  скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается, и в основе его – правда.

В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства.

Мировой кризис, разразившийся в 2008 году, коснулся всех, многое подверг переоценке… Корень проблем – в накопившихся дисбалансах. Зашла в тупик модель, построенная на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценностях и активах… Теперь многим становится ясно: эра государств всеобщего благоденствия "на чужом горбу" – заканчивается.

Никто не сможет жить лучше, чем работает. Такое требование в полной мере относится и к России…. Мы не играли в "пустышки". Наша экономическая политика была продуманной и осмотрительной… А ведь очень многие, особенно из числа оппозиционеров, подталкивали нас поскорее потратить то, что приносили нефтяные доходы. Что было бы с теми же пенсиями, если бы мы пошли на поводу у популистов?

К сожалению, популистская риторика звучала и в недавней кампании по выборам парламента. Вероятно, мы услышим её и в ходе президентской кампании от тех, кто заведомо не надеется выиграть, а потому смело раздаёт обещания, которые не придётся выполнять.

Очевиден и финал системы, сложившейся за 20 лет после крушения Советского Союза – включая феномен "однополярности". Сейчас прежний единственный "полюс силы" уже не способен поддержать глобальную стабильность, а новые центры влияния – ещё не готовы это сделать… Сейчас крупнейшие экономические центры – вместо того, чтобы служить локомотивами развития, придавать устойчивость мировой экономической системе, во всё возрастающей степени порождают проблемы и риски.

В этих условиях Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную её цивилизационной моделью, великой историей, географией и её культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком, где сейчас активно развиваются новые центры экономической силы и политического влияния.

В 90-х страна пережила настоящий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне – было просто неизбежно. Мы действительно подошли к критической черте… Однако нам потребовалось огромное напряжение сил, мобилизация всех ресурсов – чтобы выбраться из ямы… Нынешняя ситуация в России – если смотреть на неё глазами 90-х годов – выглядела бы… просто сверхоптимистичной фантастикой.

Но как раз такая "забывчивость" и сегодняшняя готовность общества примерять к России самые высокие стандарты качества жизни и демократии – лучшие свидетельства нашего успеха.

Период восстановления – пройден. Постсоветский этап в развитии России, впрочем, как и в развитии всего мира, завершён и исчерпан… Созданы все предпосылки для движения вперед – на новой базе и в новом качестве. Причём – даже в жёстких, далеко не комфортных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях. В то же время – необратимая глобальная трансформация является для нас и колоссальным шансом.

И здесь я ещё раз хотел бы сказать, почему дал согласие баллотироваться в 2012 году на пост Президента России… Нашу задачу на предстоящие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития всё то, что мешает нам идти вперёд…

Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия   сосредотачивается, собирается с силами – и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда побеждает. У нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые видят будущее. Они уже приходят и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предприятиями и целыми отраслями, правительственными учреждениями и всей страной.

 

«Демократия и качество государства»

 

Демократию удалось вытащить из трясины 90-х

В начале 90-х в России демократию дискредитировали олигархические элиты. "Мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений... Все это "отравило" переход России к демократии и рыночной экономике", – пишет Путин. Впоследствии общими усилиями "удалось вытащить страну из трясины". Вся политика 2000-х гг., во времена его президентства и президентства Дмитрия Медведева, по словам Путина, "воплощала волю народа".

За последние десять лет российское общество заметно изменилось, и во многом в этом заслуга власти. "Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния – это результат наших усилий. Мы на это работали", – пишет премьер.

Апгрейд демократии

Сегодня настала пора "обновить механизмы демократии", которые "должны "вместить" возросшую общественную активность". Доступность информации "формирует запрос на постоянное участие граждан в политике и управлении", пишет Путин, поэтому демократия должна иметь "механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи". В качестве таких каналов названо "создание дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга их исполнения".

Кроме того, Путин предлагает создать в России саморегулируемые организации, которые бы имели право "разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности". Премьер предлагает ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете.

О местных властях и федерализме

Касается Путин в своей статье и проблем местного самоуправления. Он поддерживает идею дать муниципалитетам финансовую самостоятельность и предлагает передать в распоряжение муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, а также запретить губернаторам вмешиваться в действия органов местной власти.

Говоря о возвращении губернаторских выборов, Путин отмечает недопустимость потери управляемости страной. "Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти. Не должно быть "фетиша" централизации или децентрализации", – подчеркивает он. При этом, как и в своей статье, посвященной национальному вопросу, Путин вновь заявляет, что "скрепляющими факторами" России являются "русский язык, культура, Русская православная церковь, а также "многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином Российском государстве". "Этот опыт говорит о том, что стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр – ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. При этом наша историческая задача – в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма", – пишет премьер.

О судебной системе

Говоря о судебной системе, Путин обещает сделать правосудие "доступным для граждан". В частности, он предлагает ввести интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них, что позволит сделать решения судов прозрачными.

"Хочу подчеркнуть: мы предлагаем конкретные решения. Их практическая реализация делает власть народа – демократию – подлинной. А работу государства – ставит на службу интересам общества. И все вместе это обеспечивает России, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие", – заключает премьер.

Возврат к списку