12.07.2018

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ

Как известно, в молодежной среде информация нередко служит поводом к действию,
а не к размышлению. Проблематика конфликта, в том числе этнического, является одним из
основных объектов внимания современных социологов.
Этнический конфликт носит конструктивный характер, если его разрешение ведет к снятию
межэтнических противоречий. Разрешение конфликта в пользу одной из сторон в ущерб
интересам другой деструктивно, поскольку приводит к дальнейшей эскалации этнической
напряженности.
Субъектами конфликта являются группы, которые заинтересованы в конфликте;
группы, цели которых объективно или субъективно несовместимы и группы, которые вносят
косвенный вклад в разжигание конфликта и не стремятся быть замешанными в нем
непосредственно.
Первичными группами микроструктурного этнического конфликта в молодежной
среде являются его непосредственные участники в организации, населенном пункте, в ходе
массового мероприятия и т.п. вторичные группы – представители соответствующих этносов,
молодые люди, не участвующие в конфликте на первой стадии, но симпатизирующие целям
и способам действия участников и способные принять участие в конфликте в дальнейшем. В
качестве третьей силы следует рассматривать политические и экономические элиты, не
обязательно имеющие ту же национальность, что и участники конфликта, но
заинтересованные в его развитии.
К предпосылкам микроструктурных конфликтов в молодежной среде полиэтнических
сообществ можно отнести: 1) социально-экономические противоречия, связанные с
неравномерным распределением природных и бюджетных ресурсов; 2) культурно-языковые
противречия; 3) территориально-статусные противоречия, обусловленные неравным
положением этносов в системе государственного устройства.
Основными причинами возникновения микроструктурных конфликтов в молодежной
среде полиэтнических сообществ служат: 1) ухудшение экономического положения
населения; 2) ослабление государственно-правового контроля межнациональных отношений;
3) намеренное формирование политическими элитами «образа врага» в лице представителей
другой национальности; 4) усиление роли негативных гетеростериотипов; 5) преобладание
конфликтных типов межкультурного взаимодействия.
Противодействие экстремистским установкам, развитие духовно-нравственного
потенциала личности молодежи может преодолеть действие факторов, лежащих в основе
микроструктурных конфликтов в молодежной среде полиэтнических сообществ.
Целью воспитательной работы в данном направлении является формирование
общественно-политической активности студентов, приобщение их к патриотическим и
национальным народов нашей страны, формирование толерантности и уважения по
отношению к другим народам. В связи с этим в мероприятиях  участвуют студенты
разных национальностей.Особое внимание необходимо уделять национальным праздникам, традициям и
обычаям народов.  Независимо от национальности, на сцене выступают в
танцевальных, вокальных и театральных постановках ребята разных вероисповеданий.
Дружно и массово молодежь и педагоги принимают участие в праздновании Дня станицы,
народных гуляниях и т.д.
У молодежи в процессе пребывания в учебных заведениях формируются умения участия в
различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию
национально-культурных особенностей различных народов и воспитывающих уважение к
ним.

Возврат к списку